Отважная пешка и дорожный инструктаж

«ЭКСПРЕСС-ОБУЧЕНИЕ ШАХМАТНОЙ ИГРЕ»

«Я, знаю, как это делать. Я научу вас»

Цель игры – поставить короля противника в положение, когда у него нет возможности защититься от нападения. Такая ситуация на поле называется мат. Игрок, который поставил мат королю получает победу в шахматной партии.

А теперь, предлагаю вам познакомиться с шахматной доской и фигурами.

В шахматы играют два ПАРТНЕРА или ПРОТИВНИКА.

Партнеры садятся за шахматную доску лицом друг к другу, а доска размещается так, чтобы справа снизу от каждого противника было белое угловое поле.

«Снова в бой ведет войска - деревянная доска».

Шахматная доска состоит из 64 квадратов – ПОЛЕЙ  попеременно белого и черного цвета. Ряды вертикальных, горизонтальных или диагональных полей на доске называют линиями. Всю доску можно разложить на 8 горизонталей (показать), на 8 вертикалей (показать), на большие и маленькие диагонали (показать).

ГОРИЗОНТАЛЬНЫЕ ЛИНИИ указываются номерами от 1 до 8,

ВЕРТИКАЛЬНЫЕ – латиницей: a (а), b(бэ),c(цэ), d(дэ), e(е), f(эф), g(жэ), h(аш).

Каждое поле имеет свое название, которое образуется из буквенного и цифирного кода в месте пересечения с горизонтальной и вертикальной линией (например: a3, c1).

Есть еще на шахматной доске диагонали, фланги и центр.

ДИАГОНАЛЬ – это любая прямая цепочка из полей одинакового цвета, касающихся друг друга уголками. Всего на шахматной доске 2 большие диагонали. Одна большая диагональ – диагональ из восьми полей белого цвета, а вторая диагональ из восьми полей черного цвета, и маленькие диагонали от двух до семи полей.

ФЛАНГИ – это края шахматной доски, и где расположен король – королевский фланг, а где расположен ферзь – ферзевой фланг.

ЦЕНТР – это четыре поля в середине шахматной доски.

На шахматной доске сражаются две шахматные армии: черные и белые.

В наборе из 16 фигур у игрока присутствует восемь пешек, а также конь, слон, ладья по две штуки, ферзь и король в единственном экземпляре. Все фигуры имеют своеобразный внешний облик: также различны их боевые качества, ходы и взятия.

Перед каждой шахматной игрой, ПАРТИЕЙ, шахматные фигуры занимают одни и те же места. Такая расстановка фигур называется НАЧАЛЬНЫМ ПОЛОЖЕНИЕМ или ПЕРВОНАЧАЛЬНОЙ ПОЗИЦИЕЙ.

На первой горизонтали по углам, на флангах стоят белые ЛАДЬИ, а на последней – чёрные ЛАДЬИ:               

                                              «Я смотрю на первый ряд, по краям Ладьи стоят».

Рядом с ладьями в начальном положении располагаются КОНИ, при этом кони должны повернуть свои мордочки навстречу друг другу:     

                                              «Рядом вижу я Коней, нет фигуры их хитрей».

Расставляем рядом с конями СЛОНОВ:

                                              «Меж коней заключены  наши быстрые Слоны».

На 1 и на 8, последней горизонтали незанятыми остаются по два поля:

                                              «И ещё два поля есть, а на них Король и Ферзь».

Не стоит забывать, что ФЕРЗЬ любит свой цвет. Белого ферзя располагаем на поле белого цвета, а чёрного – на чёрном поле.

Расставляем ПЕШКИ:      «А теперь без спешки, спереди фигур поставим пешки».

 

Продолжаем наше путешествие, после расстановки фигур можно делать ХОДЫ.

 

1.  Ладья прямолинейная, дальнобойная фигура, которая передвигается и бьет на любое количество полей только по горизонталям и вертикалям. 

 

https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/data/files/o1551617115.png

2. Слон дальнобойная фигура, которая передвигается и бьет на любое количество полей только по диагонали.  Существуют белопольные и чернопольные слоны, которые «заколдованы» и белопольные передвигаются только по своим белым полям, а чернопольные только по черным полям.

https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/data/files/q1551617186.png

3. Ферзь – это советник короля и самая сильная фигура шахматного войска. Передвигается и бьет на любое количество полей в любом направлении по горизонтали, вертикали, диагонали.

 

https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/data/files/a1551617231.png

4. Конь продвигается буквой «Г» на два поля в одну сторону, налево, направо, вверх, вниз, а затем на одно поле в бок: «Прыг, скок – и в бок! » Он может перепрыгивать через свои и неприятельские фигуры и пешки. Бьет конь только на тех полях, на которые ходит и занимает место побитой фигуры

https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/data/files/y1551617275.png

5. Пешка за ход продвигается на одно поле вперед по вертикали, но с начального положения может пойти на два поля. Пешка «бьет» чужую фигуру вперед по диагонали. Есть еще и взятие на проходе: пешка с исходной позиции делает «прыжок», но через «битое» поле чужой пешки, которая бьет ее и занимает, встает на это «битое» поле. Если пешка доберется до последней горизонтали, она превратится в любую фигуру, кроме короля. Чаще всего шахматисты превращают пешку в ферзя. При этом не имеет значения, есть ли уже ферзь на доске.

https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/data/files/j1551617331.png

6. Король – самая главная фигура в королевстве. За один ход король может переместиться в любую сторону по диагонали, вертикали и горизонтали, но только на одно поле. И бьет король также, но не защищенную фигуру. Короля в шахматах не бьют, ему ставят «шах» или «мат». Король под удар не ходит, и ставить его на битое поле нельзя. Король с королем не встречаются. Король участвует с ладьей в рокировке.

https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/data/files/y1551617380.png

 

 

 

Правила игры в шахматы:

  1. Ходы делаются поочередно. Первыми ходят белые. 
  2. Все фигуры (за исключением коня) не могут перепрыгивать через другие.
  3. Все фигуры (за исключением пешки) как ходят – так и бьют.
  4. Рубить чужие фигуры – не обязательно.
  5. Свои фигуры не рубят, они блокируют движение, их надо обойти.
  6. Каждая фигура может побить любую другую (кроме короля).
  7. Побитые фигуры снимаются с доски, а на это поле ставится их срубившая фигура или пешка.
  8. На каждое поле можно ставить лишь одну фигуру.

9. Каждый ход делается только одной рукой.

10. Тронул – ходи! При желании поправить фигуру, скажи: «поправляю»

11. Ход считается сделанным, когда рука отнята от фигуры.

12. Менять ход нельзя, отречься от заявления о сдаче партии и от высказанного согласия на ничью.

13. Если дотронулся до фигуры противника, ее придется побить (если возможно).

14. Если во время или по окончании партии выяснится, что в начале фигуры были расставлены неправильно, партия переигрывается.

15. Если во время или по окончании партии выяснится, что был сделан ход, противоречащий правилам игры, партия переигрывается с предшествующей позиции.

16. Два невозможных хода – поражение.

Конечная цель шахматной игры – дать неприятельскому королю мат.

 

АЛГОРИТМ правильного разыгрывания партии

1. Начало шахматной партии - «Дебют». Правила и законы дебюта:

а) захват центра;

б) сначала развитие легких фигур: коней и слонов;

в) не выводи в дебюте ферзь и ладьи

г) рокировка, король перепрыгивает через клетку в бок, а ладья через короля – чтобы увести короля с центра, обезопасить его;

-рокировка бывает короткая, которая происходит на королевском фланге, и длинная, которая происходит на ферзевом фланге.

- 7 правил рокировки: происходит один раз; король не ходил; ладья с которой идет рокировка не ходила; отсутствие фигур между королем и ладьей; король не под шахом; король после рокировки попадает не под шах; король не перепрыгивает через битое поле.

д) не ходи одной фигурой, или одними пешками;

е) необходимо мешать развитию фигур соперника.

ж) подумай перед своим ходом и обдумывай, какую цель преследует своим ходом соперник.

МЕТОДЫ И СПОСОБЫ «МАТОВАНИЯ» КОРОЛЯ.

  1. «Шах» – это нападение на короля с целью его снятия с доски.
  2.  По правилам шахматной игры – король с доски не снимается.
  3. При «шахе» – он должен защититься:

           а) король может отступить на другое поле

           б) закрыться от «шаха» своей фигурой

           в) побить незащищенную неприятельскую фигуру, которая поставила «шах».

  1. «Мат»-это, когда все вышеприведенные способы защиты от «шаха» -невозможны.
  2. Объявляется «мат» и – конец игры.
  3. Ничья - это когда игра заканчивается без победителя:

           а) вечный шах;

           б) трехкратное повторение ходов;

           в) соглашение на ничью;

           г) недостаточность материала для победы (король против короля; король со слоном против короля; король с конем или двумя конями против короля).

  1. Пат, когда при своем ходе ни одна фигура и король не могут пойти и король не находится под шахом.                                                                                                         8. Линейный мат, маты различными фигурами, пешкой.

Ознакомление с так называемым  детским «матом» и дурацким  «матом».

ПРАВИЛА ШАХМАТИСТА:

1. Перед началом партии пожмите друг другу руки.

2. Играть нужно молча, не спеша.

3. Нельзя мешать партнеру думать.

4. Нельзя подсказывать игрокам.

5. При неспортивном поведении нарушитель предупреждается, а при дальнейшем нарушении правил удаляется.

6. Если выиграл, то не нужно насмехаться над партнером.

7. Если проиграешь, не стоит огорчаться - даже чемпионы мира терпели поражения.

8. Играй под девизом: «Бороться, искать, найти и не сдаваться».

9. По окончании партии нужно обязательно пожать партнеру руку.

    Благодарю за внимание!  

 

Правила дорожного движения  знать нужно всем.

И сегодня мы проводим «Дорожный инструктаж».

Если вы сумеете правильно ответить на все вопросы, значит

«Дорожный инструктаж» пройден успешно.

ДОРОЖНЫЙ ИНСТРУКТАЖ